Версия для слабовидящих

В мае 2017 г. в п.Верх-Нейвинском проходила 1-я научно-практическая конференция "Верх-Нейвинские чтения". Хранители Новоуральского историко-краеведческого музея приняли заочное участие в конференции со следующими работами: "Вещественные источники в Новоуральском краеведческом музее из музея "УАМЗ" Лазарева В.Н.;  "Хранители истории" Лисина И.С.;  "Культовые предметы в коллекции Новоуральского историко-краеведческого музея" Ломакина И.С.

Ирина Лисина,

хранитель музейных ценностей Новоуральского историко-краеведческого музея.

 

тема: «Хранители истории»

Первое знакомство человека с городом происходит на станции вокзала, это может быть железнодорожный вокзал, морской вокзал, автовокзал. Станция является неотъемлемой частью истории города, его самобытности и уникальности.

Железнодорожная станция Верх-Нейвинск была построена в 1878 году. На станции находится железнодорожный вокзал г. Новоуральска и посёлка Верх-Нейвинский.  В 1926 году от станции  Свердловск до станции Верх-Нейвинск ходил дачный поезд, а в 1935 году, когда была полностью электрифицирована горнозаводская железная дорога, на этом участке стали курсировать электрички. До середины 1970-х годов на станции функционировал старый деревянный вокзал. Достопримечательностью станции является сохранившаяся с момента постройки водонапорная башня, в которой находились насосы для заполнения паровозов водой. 

В фондах Новоуральского историко-краеведческого музея хранятся предметы, которые непосредственно связаны с железнодорожной станцией Верх-Нейвинск, с её историей. 

В музейную коллекцию «Техника» входят часы «Стрела» [1946-1966гг.], подаренные музею в 2009 г. Сафроновым Дмитрием Геннадьевичем. Со слов дарителя часы находились в здании первого деревянного вокзала. Когда здание вокзала снесли, часы были сняты и долгое время хранились в помещении нового вокзала. 18 мая 2009 г. часы были найдены дарителем у здания вокзала.

Часы настенные в ступенчатом деревянном корпусе квадратной формы светло-коричневого цвета. Циферблат из бумаги с двумя черными стрелками из металла, цифры арабские написаны черной краской на белом фоне. Циферблат под открывающейся крышкой. На оборотной стороне корпуса часов внизу слева штамп коричневого цвета: «ФК ВВ/С», ниже «ТК 1-1». Сохранность: потертости красочного слоя, трещины, следы краски серого цвета, стекло на лицевой стороне утрачено, деформация и загрязнение циферблата. Размер часов  – 43 х 51,5 х 8.  В процессе исследования удалось выяснить, что часы электромеханические, вторичные, показывающие. Сами часы – это просто циферблат со стрелками и электромагнитным механизмом. Вторичными часами управляли первичные часы – отдельная плата, которая раз в минуту подает импульс на шаговый двигатель, приводящий стрелки в движение. От одних первичных часов могут работать до пяти показывающих, и все часы будут показывать одинаковое время. Поэтому этими часами оснащались заводы, школы, станции вокзалов и метрополитенов, башни высотных зданий и т. д. Часы из здания станции Верх-Нейвинск входили в систему часофикации вокзала железнодорожной станции. Часы «Стрела» выпускались предприятием «Электрические часы Ленинграда» (ЭЧЛ) с 1946 по 1966 гг. Предприятие существует, и по сей день под названием «Хронотрон», и реализует ряд программ на основе новейших технических решений. 

В здании вокзала станции Верх-Нейвинск находятся и пригородные кассы, в которых производится продажа различного вида билетов, для проезда на железнодорожном транспорте. В коллекции Новоуральского историко-краеведческого музея «Письменные источники» хранится месячный билет № 290220 от 14 марта 1963 года на имя Поляковой Любови Анатольевны, для проезда от станции Верх-Нейвинск до станции Свердловск-Пассажирский.

Любовь Анатольевна ударник коммунистического труда, работала на Уральском электрохимическом комбинате, а также была членом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. 

Билет на типографском бланке Министерства путей сообщений СССР Свердловской железной дороги, двойного формата. Внутри слева черно-белая фотография Поляковой Л. А. в фас, волосы короткие на косой пробор. Под фото фамилия, имя, отчество написано от руки синими чернилами шариковой ручки. Внутри справа вверху штемпель с текстом: «Верх-Нейвинск/ Свердловск-пасс.»; ниже типографский и рукописный текст, в том числе: «Годен для проезда с 14 марта 1963 г. по 13 июля 1963 г. включительно, цена 4 р. 62 к., Билетный кассир - подпись неразборчиво». На оборотной стороне обложки текст из Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам  Союза ССР. В верхней части билета вертикально сгибу компостер с датой «14 III 63». Размер документа – 5,6 х 7,4. Сохранность: общее пожелтение документа, деформация, обветшание углов, пятна неизвестного происхождения.

При консультации с сотрудниками «Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги», удалось выяснить, что месячные билеты для проезда по Свердловской железной дороге приобретаются служащими железной дороги, а также гражданами, для проезда от места проживания до места работы.

В Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам  Союза ССР есть пункт: «Абонементные именные билеты (не льготные) продаются учреждениям, организациям и предприятиям с указанием фамилии, имени и отчества лица, для которого приобретается билет». Возможно, что данный месячный билет приобретался для Поляковой Л. А. администрацией УЭХК для служебных целей.

В 2010 году в фонды музея, в коллекцию «Металл" поступил чайник [1934 г.]-[1954 г.]. Он был найден в 1996 году в водонапорной башне станции Верх-Нейвинск бывшим сотрудником железнодорожной станции, Петренко Анатолием Ивановичем.

Чайник из латуни желтого цвета с крышкой. Тулово в форме цилиндра, с перехватом у борта. Основание чайника плоское.  Крышка круглой формы, ступенчатая с навершием - хватком. Носик фигурный сужающийся кверху, направленный под острым углом к тулову. Внутри решетка, закрывающая место крепления носика. К тулову крепится ручка С-образной формы. На ручке клеймо с изображением ленты, надписью «Тула», двух колосков и пятиконечной звезды. Слева от клейма оттиск цифры «10» в ромбе и датировка «?4 г.»; справа указан объем чайника - «3,5 л». По сохранившейся части датировки, предположительно, чайник относится к середине 20 века – [1934 г.] или [1954 г.], изготовлен в городе Тула. Размер предмета – 24 х 27. Сохранность: на поверхности предмета просматриваются царапины, патина, почернение металла.

Из беседы со служащим станции удалось выяснить, что в водонапорной башне, во время её эксплуатации, всегда находился дежурный, который следил за работой насосов и котлов, используемых для нагрева воды в зимний период. У каждого сотрудника какого-либо учреждения кроме рабочего времени, существует и перерыв на обед. Поэтому можно утверждать, что данный музейный предмет бытовал в водонапорной башне и использовался по прямому назначению – кипячение воды и заваривание чая.

В  нашей повседневной жизни можно часто слышать выражение - «часы-хранители времени». Перефразируем это высказывание: предметы –      хранители истории. Истории народа, государства, края и отдельного человека. Сохраняя в свою очередь музейные предметы, мы сохраняем наше прошлое, а значит и нашу историю, передавая её будущим поколениям.

 

Информационные источники:

- Анурьев Ю. П. «Новоуральск. Годы и судьбы»,  Екатеринбург 1995 г.

- Архив Новоуральского историко-краеведческого музея

- ОАО «Хронотрон» – история предприятия  [Электронный ресурс]. 

- Верх-Нейвинск (станция) — Википедия [Электронный ресурс].