Версия для слабовидящих

 

К юбилею города, в рамках музейного проекта «Мой город, мой дом, моя семья», формируется коллекция предметов с интересной легендой.

Совсем недавно, в фонды Новоуральского историко-краеведческого музея Куклиной Людмилой Викторовной был подарен телефонный аппарат из фарфора с росписью под гжель, который в свою очередь был ей подарен сестрой из Пермского края. На одной из ножек основания находится клеймо (марка) серовато-зеленоватого цвета  в виде коронованного двуглавого орла – герба Российской империи до 1917 года. Изображение коронованного орла является как бы обрамлением центральной части марки, на которую наложена надпись псевдославянской вязью «Гжель».

Марки на русском фарфоре стали применяться с 1745 г., когда саксонский мастер К.Х.Гунгер, приглашенный в 1744 г. в Петербург на императорскую службу “для делания голландской посуды, також и чистаго фарфора”, распорядился сделать на первой пробной чашке Императорского фарфорового завода (ИФЗ) надпись о времени и месте её изготовления. Вскоре, в 1748 г., удаленный от должности за профнепригодность, Гунгер, тем не менее, остался в истории русского фарфора хотя бы в таком качестве. Марка на керамическом изделии в своем понятии несет определенный объем выходных данных изделия и является своего рода гарантией качества его, определяя в то же время репутацию производителя.

Так и наш телефонный аппарат был изготовлен ЗАО «Объединение Гжель» - крупнейшей и старейшей русской компанией производящей фарфоровые изделия народного художествественного промысла Гжель. Гжель известна во всём мире как Российская фабрика по производству фарфора, отличающегося качеством и красотой. Идея марок «Гжель» на коронованном двуглавом орле принадлежит генеральному директору ЗАО “Объединение Гжель” В.М.Логинову и вдове Великого Князя Владимира Кирилловича (внука двоюродного брата Николая II) Великой Княгине Леониде Георгиевне, которая даровала ряду российских фарфоровых заводов формальное право клеймить свою продукцию коронованным двуглавым орлом. Автором подглазурной росписи на телефоне является мастер Розанов.

И хотя наш телефонный аппарат и был немного осовременен: круговой циферблат изменён на кнопочный. Но он всё же сохранил в себе неповторимую красоту и стилевую особенность всемирно признанного народного художественного промысла Гжель.

Лисина Ирина, хранитель музейных предметов Новоуральского  историко-краевдческого музея.

(газета «Нейва» №21 от 19.03.2014 г.)